elfincat

ООО "Электронные финансы"

Автоматизируем все, что торгует

тел. (495) 767 2352

ЭлФин: Архитектура системы

Одной из особенностей нашей системы (и предметом нашей особой гордости) является ее "заточенность" на поддержку работы торговых сетей самых разных конфигураций, от небольших бутиков, в каждом из которых установлен только POS-терминал, до централизованно управляемых сетей супермаркетов с сотнями единиц компьютерной и кассовой техники. Первую сеть супермаркетов, работающих на он-лайне с единой центральной базой данных (London Bridge Supermarkets), мы автоматизировали в 1998 г., и тогда эта работа потребовала в ряде мест физической прокладки оптоволоконных линий. С тех пор многие наши клиенты доросли до "сетевого" уровня. К счастью, развитие Интернета, цифровой связи и доступность ADSL сделала основную проблему автоматизации сетей -- качество связи -- практически решенной, по крайней мере в крупных городах.

Система поддерживает несколько вариантов архитектуры:

План

Базовая локальная конфигурация

Наиболее часто встречающийся вариант архитектуры, когда система установлена в одном торговом предприятии – прилавочном магазине или супермаркете. При этом система работает в локальной сети, объединяющей рабочие станции операторов, кладовщиков, товароведов, бухгалтеров и администрации, а также сервер базы данных, POS-терминалы  и электронные весы.

В стандартной конфигурации для повышения надежности и скорости работы система имеет клиент-серверную архитектуру, т.е. все запросы к данным обрабатываются Системой управления базой данных (СУБД), работающей на сервере базы данных. По этим же соображениям мы рекомендуем для хранения базы данных использовать выделенные сервера, т.е. отдельные компьютеры, оснащенные специализированным оборудованием и защищенные устройством бесперебойного питания.

Поскольку основным приоритетом при автоматизации мы считаем надежность работы системы, в целом в выборе программно-аппаратных средств мы придерживаемся "здорового консерватизма" и предпочитаем хорошо проверенные и испытанные многими годами эксплуатации решения. Так, в качестве серверов базы данных мы обычно используем компьютеры с SCSI-дисками под управлением Novell Netware или Linux, с Advantage Database Server в качестве СУБД.

Клиентская часть системы, устанавливаемая на рабочих станциях и POS-терминалах, настраивается на определенный набор функций автоматически в зависимости от прав и полномочий сотрудника, зарегистрировавшегося на этой станции. Поэтому любой компьютер в локальной сети, включая POS-терминал, может выполнять функции любого набора автоматизированных рабочих мест.

Система включает в себя средства настройки прав отдельных пользователей и их групп, средства описания новых подразделений, форм оплаты, операций, бухгалтерских счетов и т. д. В системе предусмотрено более 200 конфигурируемых параметров. Имеются средства для генерации новых экранных форм, отчетов, меню, окон, изменения или расширения структуры базы данных.

В случае небольшого торгового предприятия, которому для работы достаточно одной рабочей станции, система может быть установлена на один компьютер вместе с клиентской частью и однопользовательской базой данных. Сервер при этом не требуется. POS-терминалы в этом случае работают в автономном режиме и обмениваются данными с центральным компьютером точно так же, как в Распределенной централизованной сети.

Распределенная централизованная сеть

В этой конфигурации система устанавливается только в Центральном оффисе сети, а на удаленных торговых площадках устанавливаются автономно работающие POS-терминалы и, если необходимо, операторские рабочие станции, подключенные к центральной системе через Интернет и работающие в он-лайновом терминальном режиме. Следует учитывать, что при необходимости установки операторских терминалов на удаленной площадке требования к качеству связи резко повышаются. В отличие от операторских терминалов, автономно работающий POS-терминал не оаботает в он-лайне. Он содержит в себе собственную "урезанную" копию базы данных и обеспечивает автоматический обмен данными с Центральной базой данных через Интернет (средствами VPN или через FTP-сервер) в фоновом режиме с заданной периодичностью, от нескольких минут до нескольких недель, и вообще не зависит от качества связи. При этом на POS-терминалах сохраняется возможность производить просмотр данных Центральной системы, печатать ценники и накладные.

Отличительной особенностью этой конфигурации является отсутствие на удаленных площадках собственной базы данных, за исключением ее копий в POS-терминалах. База данных ведется в одном экземпляре в Центральном оффисе и доступна на удаленных площадках через терминалы, выполняющие функции автоматизированных рабочих мест специалистов торгового предприятия. При большом размере торговой сети для нормальной работы этой конфигурации в Центральном оффисе необходимо иметь один или несколько терминальных серверов, работающих под Linux или MS Server с Citrix Metaframe.

Для сетей бутиков, организованных как множество небольших торговых площадок с централизованным снабжением и предпродажной подготовкой и маркировкой товаров, терминалы Центральной системы на площадках, как правило, вообще не требуются. На площадках достаточно иметь POS-терминалы, связанные с Центральной системой через Интернет. Соответственно, нет необходимости в установке терминальных серверов, а к связи предъявляются минимальные требования -- вплоть до полного ее отсутствия и замены мальчиком, бегающим с флэшкой.

Распределенная децентрализованная сеть

В этой конфигурации система установлена в каждом торговом предприятии сети, и в этом смысле такая конфигурация "децентрализована". Однако управление подобной сетью, как правило, жестко централизовано и осуществляется Центральным оффисом. Сеть обычно имеет единую бухгалтерию, торговый отдел и группу управления, некоторые сети имеют также распределительные склады.. При этом Центральный оффис сети ведет общую базу данных и автоматически синхронизирует ее с базами данных удаленных предприятий. Обычно Центральный оффис также отвечает за ведение общих классификаторов, определяет ценовую политику сети, матрицы поставок, и выполняет централизованные сетевые функции -- торгово-закупочную деятельность, ведение учета, анализ, системное администрирование удаленных магазинов.

Обмен данными между Центральным офффисом и магазинами сети происходит автоматически с заданной периодичностью и подчинен определенному регламенту, в котором прописаны права и обязанности каждого узла сети по внесению и изменению тех или иных данных в системе. Регламент информационного обмена описывается на специальном языке с учетом роли и особенностей каждого из узлов сети.

О нас | Контакты | Яндекс.Метрика | Top.Mail.Ru | ©1998-2019 ООО "Электронные финансы"