Система "ЭлФин": Информационная подсистема

Одной из основных задач системы является предоставление персоналу торгового предприятия на всех его уровнях оперативной, полной и достоверной информации для принятия решений. Для решения этой задачи в системе ведется база данных, в которой накапливается вся информация о деятельности предприятия. Информационное обеспечение специалистов предприятия ведется по двум направлениям:
- Выдача регламентированных отчетов на экран, бумагу, магнитные носители, в текстовом виде, в формате MS Word или MS Excel. Эта возможность в той или иной степени имеется в любой торговой системе. В нашей системе предусмотрено несколько сотен форм отчетов, позволяющих выдать информацию для бухгалтерии, торгового отдела, производственного отдела, руководства всех уровней. В систему включены также развитые средства генерации новых экранных форм и сложных иерархических отчетов, не требующие никаких навыков программирования.
- Выдача нерегламентированных, т. е. произвольных, запросов к базе данных "на лету", аналогичных традиционному SQL SELECT. Система без написания программ обработки позволяет получить ответ на практически любой вопрос, при условии, что данные для ответа хранятся в базе данных. Эта особенность совершенно несвойственна большинству существующих систем. Она стала возможной только благодаря тому, что наша база данных хранит информацию о собственной иерархии и информационных взаимосвязях, а также хорошо структурирована (действительно хорошо, гора-а-а-здо лучше, чем в большинстве известных нам систем, это, возможно, наиболее значимое наше достижение). Этот факт позволяет относительно легко решать информационные задачи, нетипичные или вовсе невозможные для других систем.
Большое внимание в системе уделено разграничению прав доступа к информации. Система позволяет разрешать, ограничивать или запрещать видимость отдельных задач, строк меню, окон, полей форм, граф таблиц, а также действия с данными для различных классов специалистов, или отдельных людей, или в зависимости от результатов логических проверок. Настройка на права доступа конкретного пользователя происходит автоматически при его входе в программу.
База данных реляционного типа, содержит средства изменения ее структуры, состава полей, взаимосвязи между таблицами. Любые поля могут быть настроены как "критичные", при этом по ним будет автоматически вестись журнал изменений с указанием даты, времени и пользователя, который их внес. По транзакциям удаления предусмотрена возможность их "отката". Для увеличения эффективности работы предусмотрена возможность архивирования -- в смысле переноса данных определенного периода в отдельный сегмент, также доступный из системе по команде "Переход в архив". При этом многие задачи предусматривают сквозную выборку данных по всем имеющимся архивам. Текущая структура данных, их иерархия и взаимосвязи, а также способы их визуализации являются частью самой базы данных, поэтому самодокументированы и доступны квалифицированному пользователю.
Важной особенностью системы является "он-лайновость" базы данных. По методам обработки данных система приближена к классу OLTP (On-Line Transaction Processing, т.е. он-лайновой обработке транзакций). Все данные, вводимые на рабочих станциях и POS-терминалах, немедленно отображаются на сервере и становятся доступными на всех рабочих местах. Кроме того, они сразу отображаются во всех связанных с ними учетных регистрах. Например, текущий остаток каждого товара изменяется немедленно после ввода товарной строки в документ или пробития его в кассовый чек. Поэтому в системе отсутствуют всевозможные сливы-переливы, "проведения", "закрытия дня" и тому подобная мутота, создающая обычно кучу проблем в эксплуатации. Такой подход, хотя и предъявляет повышенные требования к качеству программного обеспечения и сервера, зато максимально увеличивает актуальность данных в системе.